выход

Гравированное изображение на камне. Ярославская обл., Переславский р-н. Ивановское-7
Стоянка Ивановское-7.

Ярославская обл., Переславский р-н.

Неолит. Льяловская культура.

Цвет зеленовато-серый с бордовыми полосами.

Длина 140 мм, ширина 46 мм, толщина 31 мм.

ИвГУ АМУ №9/96.

Всего 1 экз.





На рисунке показана сцена индивидуальной охоты человека с помощью лука. Все изображение выполнено в технике контурной гравировки. Глубина надреза незначительна, но линии четкие. Композиция соразмерна, фигуры на поверхности камня размещены идеально. В левой половине изображен человек в рост. Он показан в пол-оборота, схематично, индивидуальные черты и одежда не акцентированы. Они древнего гравера и не интересовали, т.к. последний стремился зафиксировать не самого человека, а его движения в момент, когда тот только что выпустил из лука стрелу, вложив в этот акт всю свою силу. Туловище охотника инстинктивно наклонилось вперед, левая рука с луком, тетива которого уже приняла нормальное положение, опускается вниз, а правая еще по инерции идет вверх. Левая нога слегка приподнята, правая же, бывшая только что опорной при стрельбе, упирается в естественную цветовую границу на гальке, которую мастер использовал в качестве условной передачи земной поверхности. То, что художник стремился детализировать именно движение, косвенно подтверждается тем, что некоторые контуры человеческой фигуры он усилил вторичным процарапыванием.



На правой половине гальки в профиль изображено крупное животное, пораженное стрелой. Изображение также схематичное, видовая принадлежность животного точно не определяется. И здесь мастер вновь подчеркивает движение, но уже животного в момент поражения его стрелой, угодившей ему в нижнюю часть груди. От болевого шока животное присело на задние конечности (они упираются в цветовую границу на камне), а передние зависли в воздухе. Голова подалась вниз, в то время как хвост круто задран вверх. Кажется, еще мгновение и раненое животное замертво рухнет на землю.



Помимо лицевой плоскости тонкие прочерченные линии имеются также на тыльной и боковых сторонах гальки. Но здесь они не образуют сколь-нибудь осмысленных композиций, - они хаотичны, располагаются безо всякой системы, между собой никак не связаны, некоторые пересекаются, создавая иллюзию изображения “рваной паутины”.



http://amu.ivanovo.ac.ru/fonds.php?do=1


Нет комментариев


Автор:
Сообщение:
Наконечник копья, айну, Курильские острова, неолит, культура дзёмон




18.205.96.39