• Шигирский идол - что скрывает орнамент?
  • Мезолит Европы
  • Мезолит в Северной Европе
    2009-06-28 Шигирский идол
    Большой Шигирский идол — археологический памятник, древнейшая деревянная скульптура в мире, выполнена из лиственницы в эпоху мезолита (8 тыс. лет до н. э.), хранится в Свердловском краеведческом музее в Екатеринбурге.

    Обнаружение
         
         Шигирский идол обнаружен в ходе раскопок, начатых в середине XIX века в Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга — в это время там открыли месторождение рассыпного золота. Рабочие стали копать и начали находить необычные предметы из рога, кости, дерева, камня, глины: наконечники для стрел и гарпунов, кинжалы с лезвиями из тонких кремниевых пластинок, лук, весла, ковшики с красивым орнаментом. Все предметы были в прекрасной сохранности. В XIX — начале XX века Шигирский торфяник исследовали специалисты из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа. Они доподлинно установили, что это — «следы доисторического селища». Большая часть этих предметов составила знаменитую Шигирскую кладовую Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ, ныне — Свердловский краеведческий музей).
         
         Основная же часть находок осталась в Екатеринбурге, составив знаменитую Шигирскую коллекцию музея Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), наследником которого стал Свердловский областной краеведческий музей. В ней около трех тысяч экспонатов, хранящихся в фондах больше ста лет. Среди них множество предметов удивительной красоты, свидетельствующих о высоком мастерстве предков: деревянная ложка с ручкой в виде головы утки, скульптурное изображение головы лося из рога, миниатюрная деревянная голова медведя, роговое навершие жезла, изображающее какого-то хищника, и многое еще.
         
         Сам идол был найден 24 января 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырех метров и по распоряжению владельца территории графа А. А. Стенбок-Фермора также был передан УОЛЕ. Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям. Первым воспроизвел примерный облик идола тогдашний хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ Д. И. Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещенными ногами, при этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовались вовсе. Но в 1914 году археолог В. Я. Толмачев предложил свой вариант реконструкции. В варианте Толмачева идол «вырос» до 5,3 метра. Позже нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачева. Всю фигуру принято именовать «Большим Шигирским идолом».
         
         
          Датировка
         На протяжении ста лет не утихали споры о датировке идола. Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н. э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н. э.). В 1997 году идол начал разрушаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как ее осуществить, было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоев древесины. Анализ проводился в Институте истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Г. И. Зайцевой и в Институте геологии РАН (Москва). Результаты обеих экспертиз совпали: идол был выполнен в эпоху мезолита (средний каменный век) — 9,5 тысяч лет тому назад — то есть он гораздо старше египетских пирамид и Ноева ковчега.
         
         
         Орнамент
         Тулово идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица — личины. На рисунке В. Я. Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной. Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 на оборотной плоскости тулова идола была выявлена еще одна личина, не отмеченная В. Я. Толмачевым. В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придает личине определенное сходство с мордой зверя.
         
         Каждая личина венчает отдельную фигуру. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета.
         
         Среди изображений исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подводным или подземным) мирами, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. При этом персонажи идола не поддаются однозначной трактовке. Этнографические материалы показывают лишь некоторые возможности подхода к объяснению смысла древних изображениях Большого Шигирского идола, но не раскрывают его полностью.
         
         
         История и хранение
         В 1887 году Шигирские древности были в центре внимания Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Некоторые из них попали в Эрмитаж, музей при кабинете географии и этнографии Казанского университета, Государственный исторический музей (Москва), Национальный музей в Хельсинки, Парижский музей естественной истории. Основная же часть находок осталась в Екатеринбурге.
         
         В советские времена Большой идол не экспонировался, хранился в запасниках Свердловского краеведческого музея и был доступен только специалистам. Экспозиция «Шигирская кладовая» была открыта в Областном краеведческом музее летом 2003 года. Однако вскоре ее работу временно пришлось приостановить. Поводом для этого стали неблагоприятные условия в выставочных помещениях. Чтобы сохранить идола в целости и уберечь от влияния окружающей среды, администрации краеведческого музея пришлось заказать на одном из оборонных НИИ специальную витрину. Чтобы скульптура не разрушалась под действием силы тяжести, она прикреплена к витрине-саркофагу так, чтобы давление частей идола друг на друга было минимальным. За стеклом работает специальная подсветка, которая позволяет разглядеть мельчайшие детали фигуры.
         
         …Идол, одетый в стекло, в подсветке, напоминающей звездное небо эпохи мезолита, впечатляет. Величие и тайна — так можно определить атмосферу музейного зала, где сегодня его может увидеть каждый. Глядя на загадочную фигуру, я спросил профессора Жилина, специально приехавшего из Москвы, чтобы поддержать уральских коллег, с которыми давно сотрудничает, в непростых презентационных хлопотах:
         
         — Значит, перед нами — нечто вроде первого прообраза божества, самое раннее среди известных культовое изваяние?
         
         — Вовсе нет, — ответил уважаемый археолог. — Тут все намного сложней, чем мы можем себе представить. Видите ли, слова «культовый», «прообраз» — из лексикона современного человека, и понятие «божество» возникло значительно позже. Наши предки из каменного века не обладали лишней информацией, они не отделяли себя от «потусторонних» сил, они жили с ними. И идол этот, скорее всего, часть их ежедневного окружения, его непосредственный участник. Пожалуй, он олицетворяет сразу несколько духов. В нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. И знаете, что самое интересное? Обычно такого рода скульптуры, ну, скажем, тотемные столбы американских индейцев, вкапывались в землю. Этот же по всем признакам просто стоял, к чему-то прислоненный. Почему — загадка из загадок…
         
          Позволим себе вольно продолжить мысль ученого: а вдруг идол каким-то образом передвигался? Предположение на первый взгляд фантастическое, но кто знает? Ведь мы только приближаемся к пониманию мироощущения древних.
         
         ...Тем временем Шигирский торфяник продолжает приносить открытия. В 80 — 90-е годы XX века, в том числе благодаря изысканиям С. Н. Савченко, ее коллеги по Институту истории и археологии Н.М. Чаиркиной, здесь обнаружены десятки стоянок древнего человека. Исследователь Ю.П. Литвиненко, среди прочего, нашел на дне озера роговую скульптуру водоплавающей птицы. Правда, современные поступления в коллекцию не столь богаты, как сто лет назад. До золота теперь добираются не лопатами, а мощной струей воды, измельчающей на своем пути все, включая археологические памятники. Угрожают культурному слою торфяника и растущие отвалы Кировоградского металлургического комбината. И все же музейщики, ученые при поддержке местных властей полны решимости раскрыть новые тайны Шигири. Что касается Большого идола — он обрел, наконец, достойное место. И не исключена возможность, что в будущем его путешествия продолжатся. Однажды он уже выезжал в Эрмитаж, и хотя хранители опасаются за сохранность скульптуры при перевозках, при благоприятном стечении обстоятельств они готовы показать ее в крупнейших мировых выставочных залах. В конце концов, держать такое чудо только для себя не очень патриотично…
         
         
         

    печать комментарии
    нажмите фото, чтобы увеличить

    Шигирский идол

    Шигирский идол

    Шигирский идол

    Шигирский идол

    Шигирский идол

    Шигирский идол



    54.198.3.15