Витенбергская культура

2013-08-28

Витенбергская культура Витенбергская культура Витенбергская культура Витенбергская культура Витенбергская культура

     
     Витенбергская культура - археологическая культура бронзового века, расположенная в Центральной Трансильвании. Сформировалась как локальный вариант Усатовской культуры и сменилась культурой Ноуа.
     Названа по месту раскопок возле холма Витенберг близ румынского города Сигишоара. Носители культуры имели торговые отношения с микенской культурой. В захоронениях обнаружены бронзовые боевые топоры и булавы с каменными набалдашниками.
     К 1964 году обнаружено 200 поселений витенбергской культуры. Керамика представлена в виде амфор с орнаментов в форме спиралей и меандров.
     
     Культура витенберг
     
     
     Если рассматривать бронзовый век в дуге Карпатского хребта, следует иметь в виду, что в Трансильванию проникали и те культуры, что существовали к востоку или к югу от Карпат — горы не представляли для них непреодолимого препятствия.
     
     Носители витенбергской культуры, занимавшей ключевую позицию в группе карпато-дунайских культур бронзового века, обладали важным преимуществом по отношению к другим культурам: на их земле имелись богатые залежи меди и драгоценных металлов. Вместе с соседними племенами северо-востока Трансильвании, принадлежавшими культуре отомани, люди витенберга внесли существенный вклад в развитие, созревание и растущее процветание фракийской металлургии в Центральной Трансильвании. Поселения культуры витенберг располагались на возвышенных местах вдоль рек или даже на вершинах холмов в гористой местности; иногда они стояли на тех же местах, где прежде жили люди культуры коцофени.
     
     К 1964 г. известно было около 200 поселений культуры витенберг. Иногда в пещерах также встречаются следы обитания. Хотя до сих пор укрепленных поселений не обнаружено, вряд ли люди витенберга в этом отношении сильно отличались от представителей других культур.
     
     
     
     В основном культура витенберг — наследница культуры коцофени, с добавлением кое-каких разнородных элементов финальной фазы неолита и культуры гребенчато-накольчатой керамики. На стадии формирования культура ассимилировала и восточный фактор. Мы не можем сколько-нибудь точно определить первоначальный центр этой культуры, но ясно, что по Юго-Восточной Трансильвании — там, где развивалась культура глина (глина-шнекенберг, чего не было в Центральной Трансильвании), — она распространилась уже во второй фазе, в то время, когда группы тей и монтеору отступали к востоку и югу. Из имеющихся данных следует, что витенберг, подобно культурам монтеору и отомани, прошел через четыре фазы развития. Однако он (так же как монтеору) продолжал развиваться вплоть до появления культуры ноа. Люди культуры витенберг установили прочные связи с другими культурами, о чем свидетельствует широкое распространение их изделий по всем близлежащим землям и присутствие в зоне витенберг изделий, привезенных издалека. Среди находок — семь микенских мечей; даже если это не привозные, а местные изделия, они все равно свидетельствуют о влиянии южных элементов.
     
     Жилища — в основном дома на поверхности. В одном из поселений витенберг найден знаменитый очажный камень, украшенный спиральным орнаментом; встречаются также изогнутые ножи, очень распространенные в этой культуре, каменные и бронзовые топоры, кремневые и костяные орудия. Относительно большая доля каменного оружия (шаровидные и шипастые булавы), фланцевых топоров с молоточком на обухе, мечей типа бою, рапир микенского и других типов, а также массивных наручных колец, обнаруженных в хранилищах (Игиел и т. п.), свидетельствует об откровенной воинственности этих людей. Богато украшенная керамика принимает весьма характерные формы; это кувшины с одной ручкой, амфоры, аски, чаши всевозможных форм, включая чаши с «квадратным носиком» и чаши на ножках. В отделке сосудов использовалось два основных мотива: спираль и меандр (рис. 46), а также всевозможные их комбинации и вариации, особенно в поздних фазах, когда впервые появляется техника каннелирования. Керамика отражает влияние как других культур, так и карпато-дунайского населения. Личные украшения включают булавки «с пустотелыми головками» (сходные с известными образцами из могильника во Вржаке, принадлежащего культуре ватина — гырла-маре), с дисковидными головками, а также бусы, ножные браслеты и т. п. Попадаются также костяные псалии.
     
     
     

Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


34.228.41.66