Гальштатская культура

2011-08-19

Гальштатская культура
Гальштатская культура — археологическая культура железного века (примерно 900-400 до н. э.), расположенная в Центральной Европе и на Балканах. Названа по могильнику, расположенному около г. Гальштат (Хальштатт, нем. Hallstatt, юго-западная Австрия). Обычно гальштатскую культуру связывают с кельтами, однако в последние годы вокруг этой гипотезы идут оживлённые споры.
     
     Генетические связи
     
     Развилась на основе культуры полей погребальных урн, вытеснив ряд автохтонных культур — элпскую и др.
     
     Ближе к 4 в. до н. э. гальштатская культура распадается, постепенно сменяясь в западных районах латенской культурой. Если гальштатская культура по своему составу была кельто-иллирийской, то латенская — кельто-дако-фракийской, а кельто-иллирийское единство сохранилось лишь у занимавшей относительно небольшую территорию атестинской культуры в Италии.
     
     Вероятно, носители Гальштатской культуры являлись носителями "неиндоевропейской" (изначально баскской по языку) гаплогруппы R1b1a2, но видимо уже были индоевропейцами по языку.
     
     География
     
     Можно выдилить две основные области распространения Гальштатской культуры:
     
     восточную (современная Австрия, Югославия, Албания, частично Чехия и Словакия), которая совпадает с территорией расселения племен, которых относят к древним иллирийцам
     западную (южные части Германии, прирейнские департаменты Франции), где их связывают с племенами кельтов.
     Гальштатская культура была распространена также
     
     в восточной части долины реки По в Италии,
     в Венгрии и части Западной Украины существовал местный вариант — Гава-голиградская культура, которая, вероятно, принадлежала фракийцам.
     Изделия гальштатских мастеров были предметом торговли. Например, их находят в Прибалтике. Такие нововведения, как бронзовые удила и упряжь, орнаментированные подвески (многие клады, обнаруженные в прибрежной зоне между Одером и Земландом, содержат такое же оружие, конскую упряжь и украшения, как на северо-западе и в центре Европы). Первые железные предметы поступали в Прибалтику (находки в Померании, Восточной Пруссии и Западной Литве) благодаря посредничеству славян-лужичан. Находки из металла VIII и VI веков до н. э. указывают на продолжение связей с лужичанами в Центральной Европе и германскими племенами. Назад шли изделия из янтаря.
     
     Для каждого из этих локальных типов Гальштатской культуры характерны особенные формы похоронного обряда. Переход от бронзы к железу происходил постепенно, причем на начальном этапе Гальштатской культуры (900—700 до н. э.) имело место сосуществование бронзовых и железных инструментов при все большем преобладании последних. В хозяйстве все большее значение приобретало земледелие. Распространялось плужное земледелие. В общественных отношениях происходило разложение рода и переход к отношениям классового общества. Жилища Гальштатской культуры — деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и палевые дома. Наиболее распространенный тип поселения — слабо укрепленное село с правильной планировкой улиц. Хорошо исследованы соляные шахты, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузни.
     
     Характерные предметы: бронзовые и железные мечи с рукояткой в виде колокола или в виде дуги, повернутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла. Искусство племен Гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда — желтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.
     
     Использовался гончарный круг.
     
     Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию (бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800—600 до н. э.); гравированные или тисненные фризы на глиняной посуде, поясах и цебрах (ситулах) изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Захоронения Гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати. По материалам погребений прослеживается небольшое восточное влияние. В конце VIII века до н. э. наступил период экспансии из Причерноморья (причерноморских степей Украины и России) в Центральную Европу (Румынию, Венгрию и восток Словакии). Захватчики принесли с собой восточные типы конской упряжи, «звериный» стиль в искусстве, ингумационные погребения в деревянных гробах... До этого они впитали многое из кавказской и киммерийской культуры, и продвигаясь на запад, несли с собой понтийско-кавказские культурные влияния. Это воздействие материальной культуры Востока изменило Центральную Европу. Некоторые исследователи считают, что захватчиками были не скифы, а разгромленные ими киммерийцев, часть которых якобы переселилась на запад, и ,возможно, вошла в состав племенной знати гальштатской культуры.

Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


54.156.39.245