• Древнейшая в мире лодка раннего неолита найдена в Корее
  • Костяные изображения птиц финала каменного века Мещерской низменности
  • Поздний неолит Карелии
  • Неолит
    2008-09-13 Неолит Сибири

    конце палеолита начинаются изменения в природе, которые заставят людей поменять привычный уклад жизни. Ледник интенсивно тает, климат увлажняется и становится теплее. В Сибири возникают современные ландшафты. На севере тундра и лесотундра, центральную часть сибирской территории занимает зеленое море тайги, а на юге лесостепи и степи. В животном мире также происходят глобальные перемены. Вымирают мамонты и носороги. Главенствующее место занимают более мелкие животные. Например, олени и лоси. Фауна Сибири обосабливается в привычные нам ареалы. Все эти изменения в окружающем мире не могли не повлиять на человека. От восьми до четырех тысяч лет назад в человеческом сообществе появляются новые виды деятельности и новые образы в искусстве, новые формы верований. Человек полномасштабно обживает берега рек и сибирскую тайгу. Наступает новый каменный век, неолит.
         
         При переходе от древнекаменного к новому каменному веку, глобальные перемены в природе Сибири заставили людей поменять привычный образ жизни. В мире, где больше нет места гигантским животным, а охота на таежных копытных была делом нелегким и не всегда заканчивалась удачно, человеку пришлось искать новый, гарантированный источник пропитания. Нужда заставила людей, в буквальном смысле слова, окунуться в водоемы. Реки, с их плотными косяками рыб, давно уже привлекали внимание древних жителей Сибири.
         
         Человек изменяет вековой охотничьей традиции и спускается в поймы рек. Итогом интереса людей к рекам становится появление в обиходе, до сей поры не виданных изделий: рыболовных крючков, остроги и гарпунов. По-видимому, гарпуны появились раньше всех рыболовных снастей. Гарпуны имели один или два ряда зубцов, были разной величины, у них был одинаково плоский широкий насад с одним или двумя выступами для привязки линя. Со временем в арсенале пращуров появились остроги. Древние рыболовы изготавливали это эффективное орудие из двух или трех длинных и острых, плавно изогнутых костяных зубьев, которые прочно крепились к древку. Изобретение рыболовного крючка, еще один шаг на пути от палеолита к неолиту. Крючки вырезались из трубчатых костей оленя или лося, но чаще они делались составными из каменного стержня и костяного жальца. Рыболовный крючок переходного периода очень похож на современный, но не имеет жальца на острие. Крючки изготавливались разных размеров, каждая разновидность их была предназначена для определенного вида рыбы. В рыболовном арсенале сибиряков времени неолита имелись различные ловушки типа «верш», «заездков», неводов, сетей и изгородей.
         
         Уже в те времена люди могли плавать по воде на лодках. Хотя, наличие лодок достоверно не установлено, но присутствие в каменном инвентаре специализированных теслообразных инструментов из галек и крупных кусков кремня косвенно подтверждает наличие водного транспорта в начале эпохи неолита.
         
         С лодками и водной стихией вообще были связаны мифологические воззрения сибиряков. Верховья реки ассоциировались у древних народов с рождением, восходом, теплом, светом. Низовья – со смертью, холодом, концом света. По архаичным представлениям сибирских народов после смерти душа человека отправлялась вниз по течению реки в страну мертвых. Поэтому в эпоху неолита на скалах появляются загадочные изображения лодок с людьми. Странную, на первый взгляд, безрукость, безногость «пассажиров» можно объяснить тем, что изображены не живые люди, а их души, путешествующие по рекам загробного мира. Обратите внимание: в каждой лодке выделена крупная человеческая фигура в «рогатом» головном уборе с веслом. По всей вероятности, это перевозчик душ. Капитан потустороннего мира.
         
         У некоторых народов Сибири и до нового времени людей хоронили не в земле, а пускали в лодках вниз по течению реки. Так, возможно, поступали люди эпохи неолита.
         
         С водой связано появление изображений весьма фантастического облика, лишь издали напоминающих человеческое лицо. Рисовали их, как правило, у самого уреза воды. Личины, это изображения духов, хозяев водоемов. От них зависела удача в рыболовном промысле, безопасность при преодолении водных препятствий и благополучная жизнь. Демонический облик объясняется страхом людей неолита перед подводным миром.
         
         Неолит время жестоких нравов. Нельзя было спасать тонущих в воде, поскольку это было против воли водяного духа, желающего взять себе человеческую душу, а вместе с ней и жизнь. Чудом уцелевший соплеменник не принимался в стойбище и был обречен на вечное изгнание.
         
         
         В истории человечества ни раз бывало так, что одно единственное изобретение буквально переворачивало всю жизнь человеческой цивилизации. Таким, эпохальным изобретением в неолитические времена стало изобретение лука. Вполне возможно, что сибиряки не являются авторами изобретения, а переняли лук у своих степных соседей, обитавших в Средней и Центральной Азии, а затем передали его племенам, живущим еще далее на востоке. Но это сути дела не меняет. Охота по-прежнему остается одним из важнейших источников пропитания для людей. Появлению лука способствовало изменение условий промысла. Копытные животные, живущие в таежных дебрях, не самая легкая добыча. Олень очень осторожное животное, подойти к нему на близкое расстояние незамеченным, практически не возможно. Вот и пришлось людям находить способ охоты, позволяющий избежать прямого контакта со зверями.
         
         Вполне возможно, что появление лука стало точкой отсчета в гонке вооружений и послужило одной из первопричин расслоения человеческого сообщества. Лук просуществует тысячи лет и дойдет до современного времени, оставаясь средством обороны, добычи пропитания и оружием для нападения.
         
         Мы еще увидим, как менялся облик лука и техника его изготовления в неолитическую эпоху.
         
         Человек неолита в конечном итоге приходит к вершинам мастерства в производстве каменных орудий. Если для палеолита были характерны грубые в обработке огромные камни, то в неолите каменный инвентарь уменьшается в размерах и становится более изящным. Макролитические орудия уступают свое место микролитическим, то есть достаточно малым формам, более тонким и сложным по обработке.
         
         Изобретения в этой области буквально следуют одно за другим. Открытие шлифовки приводит к появлению остро заточенных орудий, способных облегчить труд и улучшить жизнь в тайге. Каменные топоры и тесла с острым лезвием были гораздо эффективнее всех ранее известных грубых рубящих и режущих орудий палеолита.
         
         Изобретение вкладышевых орудий означало принципиально новый этап в технике обработки. Была преодолена ограниченность применения камня и кости, как материалов. В новых орудиях сочетались: эластичность, гибкость и упругость кости, и твердость и остролезвие камня.
         
         Так начиналась эпоха нового каменного века – неолита в Сибири. Человек будет совершенствовать орудия труда и вооружение. В его мифологии появятся новые сюжеты и мотивы. Человечество станет мудрее еще на одну эпоху. Чтобы совершить путешествие в мир неолитических племен Сибири проследуем в следующий зал нашего музея.
         
         В неолитическое время освоение большей части территории Сибири было завершено. Разумеется, население Сибири было очень редким. Племена были отделены друг от друга огромными пограничными территории, что вполне соответствовало образу жизни лесных охотников.
         
         В неолите появляются новые образы в древнем искусстве. Расцветает наскальная живопись. Примером тому стала дошедшая до наших дней Томская писаница.
         
         Больше всего на Томской писанице фигур животных. Самые примечательные из них две совы, которые изображены в разных манерах. У одной из фигур, по-видимому, более древней, видна широкая голова, напоминающая бубновый туз; по середине ее вырезан клюв, а по бокам намечены глаза.
         
         Один из самых реалистичных петроглифов Томской писаницы рисунок цапли или журавля. Художник неолита вложил всю свою душу в это рисунок.
         
         На Томской писанице встречаются отдельные изображения медведя и волка или лисицы. Человек изобразил окружающий его мир, но этот мир был бы не полным без рисунков самого почитаемого в эпоху неолита животного – лося.
         
         
         Лоси шагают по Томской писанице целыми рядами, одни лоси следуют друг за другом, другие шагают им на встречу. Лоси изображены в одной и той же специфической манере. Но ни на одной фигуре не видно характерных лосиных рогов. Зато у всех вырезаны поднятые к верху уши. Все эти животные, должно быть, изображения самок-лосих. Сами изображения динамичны и выполнены в реалистичной манере.
         
         Стремление рассказать в рисунке о звере как можно больше привело к появлению на одном из петроглифов любопытной детали. Лось изображен со стреловидной фигурой в области груди. Несомненно, это сердце и аорта животного. Такой, по-детски наивный рассказ о внутренностях зверя, источнике его жизненной силы, встречается у западносибирских народов и много позже. Подобный прием в наскальном искусстве известен у других народов того же уровня развития, например у австралийских аборигенов.
         
         Конечно, многочисленные фигуры лосей не представляют собой единой, однажды задуманной и сразу реализованной композиции. Они рисовались в разное время и разными художниками. Однако большинство петроглифов объединены единством стиля и единой манеров древних мастеров.
         
         Главная черта этого стиля – динамизм. Среди фигур лосей нет ни одной застывшей на месте, все фигуры охвачены единым порывом, они наполнены энергией движения. Стремясь подчеркнуть динамизм и экспрессию лосиных фигур, художник неолита использовал простой, но очень эффективный прием. Ощущение движения рисунков достигается их наклоном назад. Такое расположение фигур, еще более выразительно на фоне косых глубоких трещин скалы. Могучие сильные звери как бы карабкаются наверх к самой вершине, упрямо преодолевая все препятствия к цели.
         
         Нет сомнений в том, что в основу изображений Томской писаницы положена мифологические представления неолитических племен Сибири. Став жизненно необходимым, лось перешел из хозяйственной жизни человека в его духовную сферу. Множество сибирских легенд связано с этим мощным и грациозным животным.
         
         Каждое утро из-за горизонта выходит огромный лось и несет Солнце, пропутешествовав по небосводу, вечером уходил в далекий подземный мир, чтобы утром вновь возродиться.
         
         Около рисунков лосей совершались жертвоприношения. Сами изображения животных использовались для инсценировки охоты на них. Всё это должно было обеспечить удачу в промысле. Молодых охотников приучали быть особенно внимательными к самкам, ожидающим детенышей. Существует множество наскальных рисунков охоты на лося. Но нигде нет изображения, где оружие было бы направлено против лосихи, ожидающей лосенка. Подобные воззрения дошли в фольклоре сибирских народов до наших дней.
         
         «…Но вдруг навстречу им из чащи вышел
         
         Редчайший зверь – сам Ак-Каик пятнистый
         
         Под выстрел встал, как божественный подарок.
         
         «Стреляй скорее!» - Кара-Кан воскликнул.
         
         Ак-Кан ответил: «Это ж маралуха,
         
         А стельную убить – грешно и подло.
         
         Ведь у меня беременной осталась
         
         Жена, убью – вдруг на жену несчастье
         
         Обрушат боги, мстя за прегрешенье…»
         
         Вот и судите о проницательности людей Древней Сибири, которых мы частенько зовем «дикарями».
         
         Потребности охотничьего промысла в таежных условиях определили пути дальнейшего технического развития, прежде всего по линии усовершенствования охотничьего оружия и снаряжения. Это можно наблюдать по артефактам раннего неолита, первого крупного подразделения новокаменного века.
         
         Наконечники стрел раннего неолита отличаются большими размерами и большим весом. Чтобы стрела с таким наконечником пролетела достаточно большое расстояние и обладала огромной убойной силой, нужны были луки иного размера и иной поражающей силы, чем луки переходной эпохи. Вероятно, луки ранних неолитийцев достигали в длину человеческого роста.
         
         Лук и стрелы не были единственным оружием неолитического охотника. Они позволяли поражать добычу на большом расстоянии, но, преследую раненное животное, в ход шли орудия ближнего боя – копья с массивными наконечниками, изготовленными из кремня и кремнистого сланца. Найденные при раскопках наконечники копий ренненеолитического периода, поразили ученых разнообразием форм. Видимо, подобные видоизменения связаны с поиском рациональных и эффективных форм метательных орудий.
         
         Вооружение неолита не избежало заимствований из ранних эпох. Ученые обнаружили вкладышевые наконечники. Способ их изготовления сохранялся и совершенствовался еще с эпохи позднего палеолита. Такова краткая характеристика неолита. Теперь перейдем к его основынм подразделам: раннему, среднему и позднему неолиту.
         
         
         В раннем неолите время в обиходе человека появляется новый материал, глина. Люди заметили, что обмазанный глиной изнутри сосуд-водоноска не пропускает воду и ее можно хранить в жилище. А огонь придает глине прочность камня. Традиция изготовления глиняной посуды передавалась из поколения в поколение. И бережно оберегалась керамистами того времени.
         
         Глиняные сосуды раннего неолита имеют заостренное дно. На внешней стороне сосуды покрыты отпечатками сетки-плетенки. Эти детали помогли восстановить процесс изготовления первых керамических изделий.
         
         В земле выкапывалась неглубокая ямка, под размер будущего сосуда. Между формой и слоями глины укладывалась сетка-плетенка. После того, как были уложены слои глины, и изделие подсыхало, его вынимали вместе с сеткой-плетенкой и обжигали на костре.
         
         Неолитийцы иногда, перед обжигом, украшали сосуды довольно невзрачными орнаментами. Открытие глины, как материала, являлось огромным шагом вперед. Гончарное искусство будет развиваться в дальнейшем, и уже скоро мы увидим, как последователи исаковцев разовьют технологии создания и украшения керамики.
         
         
         Хронологически развитый неолит относится к началу третьего тысячелетия до нашей эры. Оно характеризуется гораздо большим количеством памятников, чем предыдущие эпохи. Серовское время считается расцветом неолита. Уклад жизни людей остается прежним. Всё умение и выдумку люди бросают на разработку более эффективного, чем у предшественников, оружия. В первую очередь лука и стрел.
         
         Люди развитого неолита изобрели принципиально новый тип лука. Как и раньше, основа лука была деревянной. Но дальше человек проявил поистине незаурядную смекалку. Серовцы обкладывали луки пластинами из кости. Такой лук обладал большей убойной силой, чем простой деревянный лук раннего неолита. Длина лука достигала более метра и подчас была равна росту охотника. Самое дорогое оружие человек украшал бусами, сделанными из клыков марала.
         
         Стрелы люди развитого неолита носили в колчанах. Эволюция техники изготовления наконечников стрел достигает своей вершины. Изобретение стрел с тупым наконечником позволяет охотиться на пушных зверей, соболей и белок, а также на птиц. Тупой наконечник, или «тамар», из кости был удобен тем, что не портил шкурок пушного зверя.
         
         В качестве оружия ближнего боя применялись кинжалы и копья. Их изготовлению придается особое значение, поскольку от совершенства оружия зачастую зависел успех в промысле, а то и жизнь самого охотника.
         
         Успех охоты был обеспечен еще и тем, что человеку помогала в нелегком ремесле собака. Люди развитого неолита заботились о собаках, как ни о каких других животных. Известны случаи, когда собак хоронили и в могилы им клали ножевидные пластины, так велико была людская благодарность первому другу человека.
         
         Неолитийцы не ограничились усовершенствованием охотничьего инвентаря. Рыболовство, буквально, переживает свое второе рождение. Были усовершенствованы приспособления и способы рыбной ловли. С помощью гарпуна и лодки рыбу можно было ловить ночью. Происходило это следующим образом. На носу лодки устанавливался факел, который освещал на большую глубину речные воды. Один из рыболовов стоял здесь же и поджидал крупную рыбу, а второй управлял лодкой, медленно сплавляя ее по течению.
         
         С гарпунным ловом рыбы связаны многочисленные скульптурные изображения рыбок-приманок из камня или кости. Среди них имеются изображения бычков-широколобок, налима, окуня, сига и линка. Кроме обычных приманок, встречаются рыбы с двумя головами. Отверстие на спине строго центрировалось и использовалось для прикрепления шнура – линя, на котором рыба-приманка опускалась в воду. Отверстия возле хвоста и жабер служили для прикрепления ярких предметов, изображавших плавники рыбы. Подобные приспособления могли применяться при подледном лове. В специально сооруженном над прорубью шалаше сидел рыбак. С помощью шнура он поворачивал приманку в воде, подражая движениям живой рыбы. Как только рыба набрасывалась на приманку, рыболов пронзал ее гарпуном и вытаскивал на поверхность.
         
         Техническое перевооружение приводит к совершенствованию промыслов. А вместе с увеличением количества добытой пищи, и, вследствие этого, резким увеличением численности населения неолитической Сибири растет сила племен развитого неолита. На берегах Ангары появляются обширные поселки, площадь которых достигает сотни квадратных метров.
         
         В эти времена совершенствуют керамические изделия. Сосуды развитого неолита меньше, чем глиняные изделия раннего неолита. Они принимают другую форму и украшаются орнаментами. Орнаменты наносили с помощью штампов.
         
         Наскальные рисунки времени развитого неолита могут поведать о мифологических воззрениях населения Сибири. Легенда о космическом лосе продолжает будоражить умы людей. Кроме космической темы, с образом лося человек связывал культ родовых предков. Недаром люди рисовали красной охрой на приметных камнях и скалах лосей. Такие скалы им представлялись обиталищем прародителя всего человеческого рода – лося. В этих местах устраивались капища, в которых совершались культовые обряды, направленные на обеспечение удачи в промысле, благополучие рода, размножение зверей, и, следовательно, их изобилие.
         
         
         Поздний неолит датируется второй половиной третьего - началом второго тысячелетия до нашей эры. Экономический уклад неолитийцев того времени остается, практически, таким же, как и в предыдущие этапы неолита. Основу хозяйства позднего неолита составляют охота и рыболовство. Однако соотношение между ними начинает меняться.
         
         Это видно из того, что исчезает прежний вид лука усиленного типа, на его место возвращается простой лук. Люди больше не делают крупных наконечников копий и ножей. Появляется новый вид материала нефрит. Этот прочный и вязкий камень не поддается обычным способам обработки, известным в неолите. Нефрит почти не возможно расколоть. Поэтому люди позднего неолита усовершенствовали метод распиловки. Для распиливания желвака нефрита использовались специальные пилы, изготовленные из плоских и широких пластин серого песчаника. Нефрит шел на изготовление тёсел и ножей.
         
         Вместе с усилением роли рыболовства увеличивается значение собирательства. В погребениях позднего неолита впервые встречаются орудия, пригодные для раскапывания земли, кирки из рога и заступы из лопаток лося.
         
         Об изменениях в общественных отношениях во времена позднего неолита можно судить по погребениям эпохи. Также как и в предыдущие эпохи, люди позднего неолита устраивали неглубокую могилу, которую выстилали каменными плитами. Людей хоронили обращенными головой на восток или северо-восток, в сторону, где по преданиям должна была находиться «страна мертвых». Умершие сопровождались предметами охотничьего снаряжения. В потустороннем мире они должны были вести точно такую же жизнь, как и на земле. В погребальном обряде, начиная с самых ранних этапов неолита, особое место уделялось огню, который должен был «очистить» душу умершего, уберечь его от врагов при путешествии на тот свет, и помочь ему в новой жизни. Кроме того, неолитыйцы сплошь посыпали умершего красной охрой, которая символизировала собой кровь.
         
         Захоронения позднего неолита разнятся между собой по количеству инвентаря положенного в них. Одни погребения были особенно богатыми и снабжались разнообразным инвентарем, другие напротив могли быть скудными или совершенно пустыми. Могилы без инвентаря могли оказаться вообще за пределами родового могильника. Богатые могилы принадлежали выдающимся охотникам, вождям или служителям первобытных культов. Всё это признаки начала распада родовых и возникновение классовых взаимоотношений, которые просуществуют до наших дней.
         
         

    печать комментарии
    нажмите фото, чтобы увеличить



    54.224.17.157