ФАТЬЯНОВСКИЙ МОГИЛЬНИК НА ОЛОЧИНСКОЙ ГОРЕ

2010-05-06

ФАТЬЯНОВСКИЙ МОГИЛЬНИК НА ОЛОЧИНСКОЙ ГОРЕ
С северной стороны дер. Олочино, Кесово-Горского района, Калининской области, на левом берегу р. Малява1 расположена большая возвышенность, известная среди местных жителей под названием Олочинская гора. Она ледникового происхождения, сложена из гравия, крупных окатанных валунов и песка.
     В 1959 г. колхозники колхоза «Дружба» при добыче здесь гравия обнаружили на глубине 0,5—0,6 м несколько погребений, которые были ими разрушены. В двух погребениях были вещи. В одном из них найден сверленый клиновидный каменный топор (рис. 19—5). Длина его-—12,7 см, ширина — 5,5 см; длина сверлины— 4 см, диаметр ее—2,2 см. При втором погребении обнаружен лепной глиняный сосуд, который был разбит; от него сохранились лишь несколько обломков шейки и стенок. Поверхности темносерого цвета, хорошо заглажены; в глиняной массе — небольшая примесь песка и толченых раковин. Шейка орнаментирована зубчатым штампом. Узор состоит из горизонтального ряда оттисков косо поставленного штампа и ромбов, вытянутых пояском вокруг шейки (рис. 19—7).
     Весной 1960 г. в карьере на Олочинской горе вновь были обнаружены три погребения 2 в слое гравия на глубине 0,4—0,5 м. Судя по рассказам нашедших, погребенные были ориентированы головой на восток.
     В одном погребении обнаружен сверленый каменный топор из темно-серого диорита; у орудия—хорошо выраженный обушок и короткая лопасть у лезвия (рис. 19—4). Длина топора— 13 см, ширина у сверлины — 6,2 см; длина сверлины-—4 см, диаметр ее — 2,4 см. Этот топор можно отнести к типу коротколопастных, весьма типичных для фатьяновской культуры.
     В конце июля — начале августа 1960 г. автор произвел обследование могильника на Олочинской горе. К этому времени карьер по добыче гра¬вия и песка занимал площадь на вершине горы более 200 кв. м. С восточной стороны карьера, рядом с местом последней находки погребений, проведены небольшие раскопки. В слое гравия, на глубине 0,4 м, обнаружены остатки плохо сохранившегося детского скелета, лежавшего головой на восток, на левом боку скорченно. Могильная яма не прослеживалась. Вокруг скелета заметно пятно красной охры.
     
     
     Рис. 19. Находки из Олочинского могильника и погребения у дер. Тоскаиха.
     / — фрагмент сосуда; 2 — глиняный сосуд: 3 — каменный топор из погребения У дер. Тоскаиха; 4,5 — каменные топоры из Олочинского могильника.
     
      У ног стоял небольшой глиняный круглодонный сосуд с ямкой на дне. Поверхности сосуда — желтого цвета, хорошо заглажены; масса в изломе черная, с примесью песка. Орнамент, расположенный только в верхней части, состоит из горизонтальных рядов отпечатков перевитой веревочки и мелких углублений (рис. 19—2). Высота сосуда—10 см, диаметр шейки — 9,5 см, высота шейки — 2,3 см. Этот сосуд находит аналогии в керамике Икшинского, Протасовского и Кузьминского могильников фатьяновской культуры.
     Таким образом, по каменному инвентарю и керамике Олочинский мо¬гильник принадлежит к типичным фатьяновским могильникам московской группы, причем в Кесово-Горском районе Калининской области он не еди¬ничен. В 1958 г. у дер. Тоскаиха, в песчаном карьере, расположенном на небольшом повышении левого берега р. Кашенки (левый приток Волги) на глубине 0,5—0,6 м найдены остатки человеческого скелета и сверленый каменный топор с хорошо выраженным обушком . Обух слегка выпуклый, со следами употребления (рис. 19—3). Длина топора—15 см, ширина — 6,2 см; длина отверстия — 4,4 см, диаметр его — 2,4 см. Судя по условиям находки, можно предполагать, что у дер. Тоскаиха также расположен фатьяновекий могильник.
     Очень интересно сходство по форме и орнаменту сосудов из Олочин-ского могильника с сосудами среднеднепровской культуры. На Десне близкий по форме и орнаменту сосуд известен из погребения у поселка Белые Берега, Брянской области. Особенно близкие аналогии известны в керамике раннего этапа среднеднепровской культуры по раскопкам Н. Е. Бранденбурга в Киевской и Черкасской областях Украинской ССР.
     По вопросу сходства некоторых форм сосудов фатьяновской культуры с сосудами среднеднепровской культуры в археологической литературе существуют две точки зрения. М. Е. Фосс на основании анализа сходства некоторых форм и мотивов орнамента считает, что общность в орнаментике, свойственная племенам фатьяновской и среднеднепровской культур, служит основанием для установления генетических связей между ними и для вывода о расселении среднеднепровских племен в область, получившую наименование «фатьяновской».
     С мнением М. Е. Фосс мы не можем согласиться, так как на территории фатьяновской культуры известно лишь несколько сосудов, которые по форме и орнаменту можно сравнивать с сосудами среднеднепровской культуры. В целом же фатьяновская керамика своеобразна и отличается от среднеднепровской. Различия между фатьяновской и среднеднепровской культурами особенно отчетливо проявляются в погребальном обряде и погребальных сооружениях. Для среднеднепровской культуры характерны курганные и грунтовые захоронения с трупоположением и трупосожжением, для фатьяновской — только грунтовые захоронением с трупоположением. Кроме того, погребальные камеры фатьяновской культуры отличаются от могил среднеднепровской. Отмеченные выше различия не позволяют говорить о генетической связи этих культур.
     Среднеднепровская и фатьяновская культуры представляют собой локальные варианты в одной культурно-исторической области распространения культур шнуровой керамики или культур боевых топоров. Племена среднеднепровской культуры на территории Верхнего Поднапровья и фатьяновской — в междуречье Волги и Оки, несомненно, пришлые, но заселение этих территорий происходило, по-видимому, из разных областей. Поэтому более вероятна, по нашему мнению, точка зрения В. А. Городцова, согласно которой приднепровская (т. е. среднеднепровская.— И. А.) бокаловидная керамика одновременна, но не родственна, а, скорее, «соседственна» фатьяновской; факты сходства некоторых черт фатьяновской культуры со среднеднепровской В. А. Городцов объяснял только добрососедскими отношениями и связями.
     
     1 Река Малява-—правый приток р. Корожечной, а последняя—-левый приток Волги.
     2 О находках на Олочинской горе в Институт археологии АН СССР сообщил редактор районной газеты «Колхозная правда» Н. М. Шеховцев, за что выражаем ему глубокую признательность.
     4 В. А. Падин. Археологические находки. «Брянский рабочий», 26/VIII 1953 г., № 168 (9342); СА, 1957, № 4, стр. 284. Материал хранится в Трубчевском краеведческом музее.
     5 Материал хранится в Государственном Эрмитаже.
     6 М. Е. Фосс. Древнейшая история севера Европейской части СССР. МИА, № 29. 1952, стр. 182—187.
     7 В. А. Городцов. Культуры бронзовой эпохи в Средней России. Отчет Российского исторического музея за 1914 г. М., 1915, стр. 165, 169.
     
И. И. АРТЕМEHКО

Находки фатьяновской культуры в Московской области
ХАНЁВСКИЙ МОГИЛЬНИК И ДРЕВНЕЙШИЕ ПАМЯТНИКИ ФАТЬЯНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Памятники фатьяновской культуры
На холмах российского ополья (фатьяновская культура)
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


54.163.20.57