Древности вайнахов и аланская проблема

2009-07-03


     
     1. Изучение так называемой аланской культуры на территории современной Чечено-Ингушетии вызвало к жизни большое количество научной литературы (Е.И. Крупнов, В.А. Кузнецов, Л.Г. Нечаева, В.Б. Виноградов, X.М. Мамаев). Большинство исследователей связывают ее с пришлыми на Северный Кавказ ираноязычными кочевниками - аланами. При этом решающее значение придается форме могильного сооружения - в данном случае катакомбе. Тем самым население предгорной зоны противопоставляется этнически населению гор (вайнахам), хоронившему в подземных и полуподземных склепах, каменных ящиках (В.Б. Виноградов, X.М. Мамаев).
     
     2. Судя по письменным источникам, аланы не являлись объединением только этнически родственных, ираноязычных племен. Нет у [73] древних авторов и сведений, позволяющих считать алан пришельцами из Приуралья, Поволжья или иных мест распространения носителей северо-иранских языков.
     
     Очевидно, что термин "аланы" в письменных источниках является собирательными и на Северном Кавказе им покрывались как местное аборигенное население предгорной зоны (от адыгов на западе и до Серира в Дагестане), так и пришлые кочевые племена (Иосиф Флавий, Ам. Марцеллин, Прокопий Кесарийский, Ибн-Рустэ, Масуди и др.).
     
     3. Изучение катакомбных погребальных сооружений аланской культуры показывает, что они, как правило, расположены в предгорной зоне. В литературе преобладает мнение об их принадлежности ираноязычным аланам и генетической преемственности от поволжско-приуральских. Эта концепция, на наш взгляд, спорна, т. к. катакомбы не характерны для названного региона и ни конструктивно, ни по погребальному обряду, ни по инвентарю не имеют сходства с северокавказскими. Данное обстоятельство заставляет думать, что катакомбы не были привнесены на Северный Кавказ.
     
     4. Предварительный анализ инвентаря, деталей погребального обряда и известное сходство в устройстве катакомбных и склеповых погребальных сооружений (единый принцип погребения, особенности конструкции, оформление интерьера) свидетельствуют, что аланская материальная культура была в одинаковой мере единой для населения предгорной зоны, так и для населения гор (М.П. Абрамова, В.Б. Ковалевская).
     
     5. Из совокупности известных на сегодня материалов больше оснований заключить, что зарождение так называемой аланской культуры на территории раннесредневековой Чечено-Ингушетии обусловлено не сменой этнического состава населения и не привнесением новой культуры со стороны, а внутренним социально-экономическим развитием аборигенного населения (вайнахов) и общим ростом культурных и хозяйственных контактов последних с окружавшими их народами.
     
     
Р.Д. Арсанукаев

К вопросу о социально-политическом развитии Алании В VIII-IX вв.
Новая аланская тамга из Центрального Предкавказья
Некоторые черты сходства в погребальной обрядности средневековых алан и современных осетин
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


35.175.191.150