Костяные наконечники стрел древних кочевников приволжских степей

2009-07-03

Колчанные наборы кочевников скифской эпохи состоят в основном из бронзовых наконечников стрел. Костяные наконечники распространены гораздо реже и встречаются обычно по нескольку экземпляров в одном комплексе. Не исключено, что это регламентировалось особенностями погребального обряда. В то же время большинство исследователей склоняется к мысли, что колчанные наборы из живой культуры в основном без изменений сопровождали хозяина в потусторонний мир. В таком случае возрастает вероятность функциональной детерминированности количества костяных наконечников стрел в колчанных наборах. В Нижнем Поволжье костяные наконечники стрел содержатся в комплексах только правого берега Волги. Из более семидесяти колчанных наборов двенадцать имели в своем составе костяные наконечники стрел. При этом наблюдается следующая закономерность: в половине случаев в этих же наборах представлены крупные железные наконечники стрел. Среди приволжских костяных наконечников стрел (все они втульчатые) различаются три вида. 1) пулевидные, круглые в сечении с ровным основанием; 2) трехгранные с небольшими жальцами, образованными треугольными вырезами в основании и 3) такие же, но четырехгранные, квадратные в сечении. Изредка (четыре случая) встречаются бронзовые подражания костяным наконечникам.
     
     В скифское время были распространены кроме названных и другие типы костяных наконечников стрел. В Туве господствующим видом костяных наконечников стрел были трехгранные черешковые. В курганах пазырыкской культуры встречаются втульчатые ромбические в сечении костяные наконечники с развилкой на заднем конце. Наибольшая их ширина приходится на верхнюю треть высоты наконечника стрелы. У саков Памира известны костяные черешковые наконечники стрел. Из Тагискенского могильника происходят пулевидные втульчатые костяные наконечники стрел. В погребениях Южного Приуралья и Зауралья встречаются костяные трехгранные или ромбические в сечении черешковые наконечники стрел. Это один из самых распространенных типов в восточном регионе евразийских степей. Аналогии им известны в Башкирии, Туве, Горном Алтае, на территории, занимаемой тагарской культурой, а также в лесостепных памятниках Волго-Уралья и Барабы. При допущении сходного функционального назначения, отмеченное разнообразие наводит на мысль об определяющей роли местных традиций и региональных взаимовлияний в формообразовании костяных наконечников стрел.[29]
     
     Что касается нижневолжских наконечников стрел, то по всей вероятности, они связаны с северокавказским влиянием. Там они являются устойчивой традицией с эпохи бронзы и достаточно широко распространены в скифское время. По классификации В.И. Козенковой видно, что в памятниках Северного Кавказа имеются аналогии всем трем видам костяных наконечников приволжских степей. При этом, как северокавказские, так и нижневолжские отличаются небольшими размерами (длина до 4 см), что усиливает их сходство, в то время как костяные наконечники из восточных регионов отличаются более крупными размерами. Мнения о северокавказском влиянии придерживается и С.В. Махортых, который считает костяные наконечники стрел в скифоидных комплексах Северного Кавказа "местным вкладом в систему вооружения номадов" (1987).
     
     
М.А. Очир-Горяева

Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


54.158.199.217