Новая аланская тамга из Центрального Предкавказья

2009-07-03


     А.А. Туаллагов (Владикавказ)
     
     В 2002 г. совместной археологической экспедицией СОИГСИ и СОГОМИАЛ было вскрыто отдельное конское погребение на аланском катакомбном могильнике у с. Даргавс в Северной Осетии. В нише, расположенной в южной продольной стенке погребальной ямы, были обнаружены предметы конской сбруи. В их число входили серебряные круглые и миндалевидные фалары, начельник в виде цилиндрической трубки на широкой пластинчатой основе. Аналогичные наборы известны по материалам аланской катакомбы V могильника у с. Кобан, расположенного, примерно, в 10 км от Даргавского могильника, а также погребений из Верхнего Салтово VIII-IX вв. н.э. Данной датировке не противоречат и другие предметы конского снаряжения. Четыре миндалевидных фалара по периметру украшены пуансоном, которым в центре каждого была нанесена тамга. Учитывая определенную небрежность при нанесении, на фаларах представлены две тамги (по одной на каждой паре). Их пространственная ориентация надежно определяется по фиксации крепления самого фалара.
     
     Традиция нанесения на конскую сбрую тамги, которая могла дублироваться непосредственным нанесением знака на тело коня, известна у ираноязычных кочевников более раннего периода и в материалах, связанных с их влиянием (Кобяково, курган 10; Волга-Чограй XXXVII, курган 1/1; Chersonessos, 1929 г.; Нейзац, Neapolis; Камышевский I, курган 8; Котлубань, курган 2; Кировский I, курган 1/2; Центральный VI, курган 16; Высочино I, курган 25/1; Новый, курган 67/4; Воздвиженская; Фомин I, курган 2/2; Копанешхо; комплекс Е. Запорожского, 1891 г., склеп 1841 г. и серебряная узда (Боспор); Мартыновка). Отмечаются и соответствующие деревянные имитации узды (Афрасиаб (Самарканд); Туэкта, курганы 1, 2; Пазырык, курганы 3, 5; Башадар, курган 2; Шибе; Уландрык IV (пазырыкская культура Южного Алтая). У позднесредневековых алан аналогичные примеры достоверно не установлены. Следует полагать, что даргавский образец является первым надежным подтверждением продолжения такой практики у алан.
     
     При первом же взгляде обе тамги, несомненно, свидетельствуют об их тесной связи между собой, что может указывать, как представляется, на их принадлежность одному роду, а различия свидетельствуют о выделении личного знака или знака отдельной семьи. Как среди средневековых аланских тамг, так и среди тамг ираноязычных кочевников более ранних периодов точных аналогов не известно. Не известны они и по этнографическим материалам современных народов Северного Кавказа. Даргавские тамги отличаются друг от друга тем, что на одной в ее средней части представлен один отрезок, тогда как на другой два практически параллельных. В свою очередь, данное наблюдение, вероятно, позволяет считать отрезок центральной части отдельным элементом знака, а, следовательно, сам знак состоя[191]щим из трех элементов: 1. Верхний - круг с точкой в центре; 2. Средний - отрезок или два отрезка; 3. Нижний - "птичка". Практически каждый из указанных элементов был представлен в качестве самостоятельной тамги в более ранние периоды.
     
     Если считать основой верхней части знака круг, то такой знак отмечается на стеле из Кривого Рога (сер. I - нач. II вв. н.э.), на стене Мангуп-кале (VII-X вв. н.э.), на востоке - неоднократно в бассейнах Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи (IV в. до н.э. - VIII в. н.э.), в ахеменидском и парфянском Иране, а также представлен на камне в Аршаан-шаде Восточной Монголии. Среди северокавказских народов он известен у кабардинцев, абхазов, абазин и осетин. В разное время круг достаточно часто представлен как элемент различных тамг. Знак в виде круга с точкой в центре известен по материалам IV-II вв. до н.э. Хорезма, I в. до н.э. - III в. н.э. Бактрии, Аршаан-шада. Он известен у кабардинцев и абазин, отмечается на фасадах осетинской башни Гудиевых и как часть сложного знака на двери из Галиата. Как часть сложного знака круг с точкой в центре он отмечается для сер. I - сер. II в. н.э. в Ак-Кае II в Крыму, в Садовом на Нижнем Дону, для кон. I - нач. III вв. н.э. в Бельбеке IV в Юго-Западном Крыму. Наиболее близок хронологически и тер
     риториально даргавскому знаку сложный знак с кругом с точкой из аланского Змейского катакомбного могильника. Для бельбекских тамг отмечаются аналоги I-III вв. н.э. из Крыма (Партизанский/Саблы, Усть-Альма, Неаполь Скифский), Нижнего Поднепровья, Нижнего Дона, Кубани и Южного Урала (Лебедевка). Сходные знаки без точки отмечены в Крыму, на Нижнем Дону, Кубани, возле Сочи. Далее на востоке круг с точкой представлен на царских монетах Бактрии, в Цаган-гол Западной Монголии, в Тайхар-Чулун Центральной Монголии, на горе Тэбш Южной Монголии, в Аршаан-шаде Восточной Монголии. Образец из Цаган-гол напоминает о том, что здесь представлены и прототипы будущих тамг позднебоспорских династов. Один из них имеет соответствующую точку в центре круга. Вместо него на знаке одного из позднебоспорских царей представлен малый кружок. Аналогичная форма отдельной тамги известна позднее у кабардинцев, абадзехов, абхазов, абазин.
     
     Центральный элемент нашего знака в виде вертикального отрезка или двух симметричных отрезков встречается самостоятельно в материалах Хорезма VI в. до н.э. - VIII в. н.э. Он отмечается в материалах пазырыкской культуры Южного Алтая (Пазырык, курган 4; Башадар, курган 2). Два параллельных отрезка фиксируются в Гяур-кале (Мерв), позднее у кабардинцев, а оба варианта - у ногайцев.
     
     Нижняя часть знака в виде "птички" практически не известна в качестве отдельной тамги или соответствующей части сложных тамг. Пожалуй, к такому знаку можно предположительно отнести образцы сер. I-II вв. н.э. на плите из Танаиса, на стеле из Кривого Рога, на стене грота 37 в Каменной Могиле, на "разрисованной плите" из Керчи. Знак в виде "птички" позднее фиксируется у кабардинцев. [192]
     
     В последнее время было предложено шесть способов образования "родственных" тамг (Яценко, 2001). Видимо, даргавские знаки позволяют дополнить их седьмым, когда новая тамга родственников образуется за счет изменения одной части тамги через использование принципа симметрии. В целом, возможно два варианта изменений: 1. К отрезку, занимающему центральное место в знаке, добавляется параллельный; 2. Из двух параллельных отрезков один изымается. Если в целом обратиться к известному фонду знаков ираноязычных кочевников древности и средневековья, то визуально наиболее приближенным к нашему знаку образцом представляется тамга со стелы из Кривого Рога, состоящая из круга, отрезка и треугольника. Известен и ряд тамг, где вместо круга или треугольника представлены иные геометрические фигуры. Если в данном случае возможна аналогия, то первоначальной формой даргавского знака следовало бы признать образец с одним отрезком.
     
     Показательно, что такой специфический элемент даргавского знака как круг с точкой отмечается не только в Восточной Европе, но и далеко на востоке в Азии. Вполне допустимо предположение С.А. Яценко о том, что в Восточной Европе соответствующие тамги могут быть связаны с сираками. Отмеченные два ареала тамг с соответствующим элементом с учетом реконструируемой истории сиракского союза и тохаро-юэчжийской миграции (Туаллагов, 2001) позволяет предположить, что подобный элемент знака мог появиться в Восточной Европе с тохаро-юэчжами. Его фиксация в Даргавском могильнике напоминает о находке здесь в 1993 г. в катакомбе № 3 антропоморфного изображения, сопоставимого с раннеаланскими изображениями, занесенными в Восточную Европу тохарами-юэчжами.
     
А.А. Туаллагов

К вопросу о социально-политическом развитии Алании В VIII-IX вв.
Древности вайнахов и аланская проблема
Некоторые черты сходства в погребальной обрядности средневековых алан и современных осетин
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


35.175.191.150