К проблеме происхождения кобанской культуры и ее локальных вариантов

2009-07-03


     
     1. Вопросы зарождения, развития и распространения кобанской культуры, а также сложения ее локальных вариантов и их этнолингвистической атрибуции являются весьма актуальными, поскольку они непосредственно связаны с проблемой этнической истории и этногенеза почти всех народов, сформировавшихся в горах средней части Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, осетины, балкарцы, карачаевцы). Среди исследователей, занимавшихся этими вопросами (Е.И. Крупнов, Б.В. Техов, В.И. Козенкова, И.М. Чеченов, В.Б. Виноградов, Ю.Н. Воронов, В.Б. Ковалевская и др.), имеются более или менее значительные расхождения.
     
     2. Суть разногласий по указанным вопросам, в частности, проявляется: а) в преувеличении или, наоборот, недооценке значения предшествующей, т. н. "северокавказской" культуры местных племен эпохи бронзы (II тыс. до н.э.) для формирования кобанской культуры; б) в разных подходах к определению границ этой культуры и ее локальных вариантов; в) в различиях взглядов на этнолингвистическую атрибуцию данной культуры. Не претендуя на достаточную полноту и детализацию в освещении затронутых вопросов, мы предлагаем определенную схему путей их решения.
     
     3. Наиболее ранние "классические" черты кобанской культуры, особенно в области производства бронзовых изделий и керамики, сформировались на I этапе (около XII-X вв. до н.э.) на относительно небольшой территории Центрального Кавказа (Б.В. Техов), главным образом в горах Северной и Южной Осетии (Тли, Кобань и др.). Для остальной территории средней части Северного Кавказа сколько-нибудь значительные археологические комплексы, которые можно было бы безоговорочно включить в круг памятников именно того же I этапа кобанской культуры, не характерны; судя по совокупности имеющихся пока вещевых материалов на этом раннем этапе здесь появляются некоторые элементы данной культуры. [55]
     
     4. Более или менее массовое распространение основных форм кобанской культуры из указанных горных районов Центрального Кавказа в предгорную и плоскостную зоны средней части региона происходило, по всем данным, на II и III этапах ее развития (IX-V вв. до н.э.). Вместе с тем зарождение и развитие определенных, причем весьма существенных форм этой культуры в целом было генетически связано с предшествующей культурой племен т. н. "северокавказской культурно-исторической области". Особенно наглядно такая связь прослеживается на основании сравнительного анализа особенностей конструкции могильных сооружений и погребального обряда племен данного региона по II тыс. до н.э. и в I тыс. до н.э., которые в отдельных районах края проявляют между собой значительные черты сходства. В меньшей мере черты этой преемственности обнаруживаются также при сравнении отдельных форм керамики и металлических изделий обеих эпох (например, некоторые материалы Былымского клада и поселения, каменных ящиков у с. Хабез и Каменномостовское, грунтового могильника близ с. Лашкута в Кабардино-Балкарии и др.). Помимо того, ощутимый отпечаток на процесс сложения и общий облик кобанской культуры на II и III этапах ее развития в определенных районах накладывало также сильное влияние культур кочевников (условно "киммерийцев" и "скифов").
     
     5. Как видно, кобанская культура и ее локальные варианты сложились и развивались на довольно различной культурной "субстральной" основе, а также под воздействием разных внешних факторов и на своеобразной территории с весьма разнообразными природно-географическими условиями. В частности, особенности ее Горного "локального варианта" сложились, очевидно, на основе памятников посткуро-аракской культуры конца III - первой половины II тыс. до н. э. (типа каменных ящиков и склепообразных гробниц могильников у с. Нижн. Кобан, в местности Загли-Барзонд-I, Загли-Барзонд-II и другие в Северной Осетии). "Субстратной" основой Терско-сунжеского "локального варианта" кобанской культуры, охватывающего обширную территорию в предгорно-плоскостных районах современных КБАССР, СОАССР и ЧИАССР, послужили многочисленные памятники т. н. "северокавказской" культуры той же территории, представленные в основном подкурганными грунтовыми захоронениями. И, наконец, массивные каменные ящики Пятигорского (Западного) локального варианта кобанской культуры, распространенные преимущественно в предгорьях региона от западной части Кабардино-Балкарии до Верхнего Прикубанья, почти ничем не отличаются от соответствующих могильных сооружений пред-[56]шествующей "северокавказской" культуры того же района, которые в свою очередь, территориально и, возможно, генетически связаны с дольмено-образными гробницами майкопской культуры типа выявленных в курганах у г. Нальчика, сел. Кишпек, Куркужин и др.
     
     6. На основании существенных различий между археологическими комплексами Терско-Сунженского, Горного и Пятигорского "локальных вариантов", с учетом некоторых прочих данных, представляется вполне не правомерной постановка вопроса о том, что в первой половине I тыс. до н.э. на территории их распространения сложилась и развивалась определенная культурно-историческая общность, ранее известная в археологической литературе как единая "Кобанская культура".
     
     7. В свете всего вышеизложенного мы склонны допускать, что создатели и носители этой культурно-исторической общности могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам. В частности, можно предполагать, что в ареале Пятигорского "локального варианта" вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгейской этнической группе, а в районе Горного "локального варианта" - протовайнахи.
     
     
     
И.М. Чеченов, Б.Х. Атабиев

Эволюция кобано-колхидского графического стиля и его локальные варианты
О происхождении т. н. зооморфных браслетов восточного варианта кобанской культуры
Палеоантропологической и палеодемографической характеристике населения Клин-Яра раннекобанской эпохи
Еще об одном шедевре, который мы потеряли
Протокобанская эпоха на Северном Кавказе
К проблеме интерпретации бронзовых зооморфных крючков кобанской культуры
Где же "кобанские" женщины?
Кобанская культура в XX веке: вехи в столетнем исследовании
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Кобанские древности в малоизвестных европейских собраниях
Об уточненных границах кобанской культуры
Кобанская культура
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


54.163.20.57