К проблеме интерпретации бронзовых зооморфных крючков кобанской культуры

2009-07-03

Е.Е. Васильева (С.-Петербург)
     
     В собрание кобанских бронз Гос. Эрмитажа входит группа зооморфных предметов с крючком. С обратной стороны они имеют петлю или шпенек. Три предмета схожи по построению сюжетной композиции: скульптурная голова оленя без рогов, между ушей которого помещены голова барана (1796/5), медведя (1360/579), или фигурка человека (1360/578). Два других экземпляра имеют длинный стержень, заканчивающийся крючком. На противоположном конце стержня в одном случае находится скульптурное изображение кошачьего хищника (1360/581), а в другом случае - скульптурная головка бычка (1360/580). Крючок с головкой бычка с обратной стороны имеет шпенек, а крючок с изображением хищника - петлю. Еще один экземпляр представлен в виде птицы с головой барана (1360/566). Все предметы происходят из Кобанского могильника, за исключением экземпляра из Чми (1796/5).
     
     Какова же функциональная принадлежность и происхождение зооморфных крючков кобанской культуры? Распространено мнение о том, что крючки с петлями (или шпеньками) являются колчанными крючками (Смирнов, 1961; Мошкова, 1963; Максименко, 1983; Троицкая, Бородовский, 1994). Не исключается и многофункциональное использование подобных (Гуляев, 1969; Могильников, 1997). Однако, трактовка таких предметов в качестве крючков для подвешивания спорна (Ольховский, 1999). Кобанские [36] зооморфные крючки впервые опубликованы П.С. Уваровой (1900), которая назвала их пряжками. Я.В. Доманский (1984) также обозначил предметы как пряжки. Такая терминология была обусловлена тем, что такие крючки не были характерны для культуры кобанских племен. Например, в Тлийском могильнике подобный крючок был обнаружен только в погребении 61 (Техов, 1985, с. 9, табл. 107а). Однако, пряжки с крючком и петлями с обратной стороны встречаются на Кавказе, от эпохи поздней бронзы, и до греко-римского периода. Их принадлежность к поясным застежкам не
     вызывает сомнения. Пряжки с петлей реже встречаются в памятниках центрального варианта кобанской культуры, чем пряжки с отверстиями. Это либо полукруглые пряжки, либо круглые умбоновидные, пластинчатые подквадратной формы. К пряжкам относят также предметы в виде человеческой кисти с крючком на ладони и петлей (Тлийскийо и Кобанский могильники). Они датируется Б.В. Теховым (1977) XII-X вв. до н.э. Некоторые "пряжки" в виде руки украшены горизонтально расположенными скульптурными изображениями собаки на верхней грани руки, т.е. логично предположить, что это тоже поясная пряжка.
     
     Другие формы пряжек с крючком и петлей известны из памятников восточного ареала кобанской культуры. Например, бронзовые подквадратные пряжки в виде четырех плоских, туго закрученных спиралей, соединенных вместе (Козенкова, 1982). Прямоугольные пластинчатые пряжки с орнаментом в виде "веретенообразных" или "стреловидных" фигур с крючком и петлями/отверстиями, происходят с территории Чечни, и аналогии им имеются в материалах VI-V вв. до н.э. Дагестана (Козенкова, 1982; Давудов, 1974). Иногда это гарнитур из двух пластин - на одной пластине крючок, а на другой - отверстие для него, например, пряжка из сел. Согратль (Атаев, 1962).
     
     Подквадратные ажурные пряжки с крючком и петлей характерны и для Закавказья. Большинство их представлено случайными находками, а датировки варьируют в пределах IV в. до н.э. - III в. н.э. (Куфтин, 1941; Unter wegs..., 1995).
     
     Весомым аргументом в пользу отнесения предметов с крючком и петлей к поясным застежкам, является находка из погребения 200 Тлийского могильника, (IX-VIII вв. до н.э.), где был найден пояс из листовой бронзы, а к его концу была прикреплена пряжка "весьма оригинальной формы" (Техов, 1981). Это была пластина с зооморфной головкой на длинной шее над крючком, и петлей с оборотной стороны.
     
     Таким образом, достаточно примеров, доказывающих принадлежность предметов с петлей и крючком к поясной застежке. Пояс являлся неизменным атрибутом мужского костюма древних народов и его значение, как почитаемой вещи сохранилась вплоть до нашего времени (Карпов, 1996). Пояс был оберегом, он окольцовывал человека, а круг, кольцо - это защита.
     
     Богатый материал дает фольклор, мифология и сказка. Герой должен был очертить вокруг себя круг, чтобы нечистая сила не увидела его, или [37] не смогла добраться (Лавонен, 1977). Поэтому, наиболее уязвимая часть пояса, "место разрыва", была дополнительно защищена пряжкой.
     
     Большинство кобанских пряжек украшены орнаментом в виде изображений животных, геометрических фигур, а иногда - скульптурными изображениями голов или фигурок животных (Уварова, 1900). На пряжках в виде человеческой руки присутствуют скульптурные изображения собаки, а на других преобладающим является образ барана, в частности, голова барана. Оба этих животных играют роль медиаторов, а пряжки в данном случае выступают, как ритуальные предметы. На многих пряжках встречается изображение треугольника. Этот знак означает жертву, дар, защиту (Оятева, 2003).
     
     Приведенная интерпретация не противоречит данным о местоположении предметов. Так, пряжки с крючком и петлями в Бежтинском могильнике (Дагестан) находились в области пояса погребенного и в области живота, а другие у ног и головы (Атаев, 1962). Такое местоположение могло быть частью погребального ритуала, т.к. кроме небольших пряжек, встречаются пряжки огромных размеров с композицией "древа жизни" (Давудов, 1974).
     
     Вопрос о происхождении зооморфных крючков остается открытым. В.И. Гуляев (1969) считает местом их происхождения области, где они встречаются наиболее часто, т.е. Средний Дон и Прикамье (Гуляев, 1969). Прототипами прикамских крючков, по-видимому, были костяные застежки, которые появляются в памятниках ананьинской культуры примерно в начале V в. до н.э., а в конце этого столетия они получают зооморфное оформление. Примерно в это же время появляются металлические крючки, также с зооморфным оформлением, сформировавшимся под влиянием скифо-савроматских элементов.
     
     Прародиной крючков можно считать восток Евразии, откуда они распространились на запад и на север. Для VI-V вв. до н.э. они известны в Туве, Семиречье, Алтае, Тянь-Шане, проникают в Азово-Каспийский регион. Ананьинские крючки стимулировали появление фигурно-пластинчатых замков у скифского населения Среднего и Нижнего Дона в IV вв. до н.э. (Ольховский, 1999).
     
     Несколько экземпляров найдены в Предкавказье: с. Бажиган Ставропольского края, станицы Казанская, Староминская, Тихорецкая (Крупнов, 1960; Виноградов, 1972; Гуляев, 1969). По мнению В.Б. Виноградова (1972) предкавказские крючки подражали среднедонским образцам, например, бронзовый крючок из Хасавюрта, в виде клюва хищной птицы с головой человека на другом конце. С обратной стороны он имел поперечный шпенек (Давудов, 1974).
     
     Экземпляр, выполненный в виде изображения двух головок оленей, соединенных ушами, из сел. В. Атаги В.Б. Виноградов (1972) считает еще более дальним подражанием, у которого от прототипа остался лишь способ применения крючка, а головки животных выполнены в кобанских традициях.
     
     В.Б. Виноградов прав только в отношении сохранения принципа применения крючка. От экземпляров со Среднего Дона, Прикамья, Предкавка[38]зья и образца из Хасавюрта, кобанские предметы отличаются, прежде всего, тем, что крючок не изображает голову птицы и не является доминантой в композиционном построении предмета. Акцент сделан на изображении животного, которое направлено в сторону крючка. Предметы выполнены в кобанских традициях без признаков стилизации, присущих скифо-сибирскому звериному стилю. Исключение составляет крючок с изображением кошачьего хищника (1360/581).
     
     Убедительной представляется трактовка кобанских зооморфных изделий с крючком и петлей в качестве ритуальных предметов. Они служили застежками, скорее всего, поясными, но не исключено их использование, как застежек для одежды. Связывать кобанские крючки с зооморфными крючками из восточных районов Евразии вряд ли возможно, и тем более не следует рассматривать их как местные подражания предметам из дальних областей.
     
Е.Е. Васильева

Эволюция кобано-колхидского графического стиля и его локальные варианты
О происхождении т. н. зооморфных браслетов восточного варианта кобанской культуры
К проблеме происхождения кобанской культуры и ее локальных вариантов
Палеоантропологической и палеодемографической характеристике населения Клин-Яра раннекобанской эпохи
Еще об одном шедевре, который мы потеряли
Протокобанская эпоха на Северном Кавказе
Где же "кобанские" женщины?
Кобанская культура в XX веке: вехи в столетнем исследовании
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Кобанские древности в малоизвестных европейских собраниях
Об уточненных границах кобанской культуры
Кобанская культура
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


3.227.249.234