Кобанские древности в малоизвестных европейских собраниях

2009-07-03

В.И.Козенкова (Москва)
     
     1. Рассеянные по многим крупнейшим музеям мира, кобанские древности еще долго будут предметом исследовательского интереса, а значит и новых открытий. Примером может служить малоизвестная "коллекция Коссниерской" в Берлинском музее древней истории.
     
     2. Коллекция из более чем 2000 предметов из бронзы и керамики происходит из могил Верхней Рутхи близ аулов Фаскау и Галиат в Дигории. Они безусловно привлекут внимание специалистов по эпохам энеолита, бронзы и раннего железного века. Более половины собрания Коссниерской, включающую бронзы Дигории, наконец, увидели свет благодаря монографии Инго Мотценбеккера, вышедшей в 1996 году.
     
     3. Для русских исследователей чрезвычайно интересны в книге сведения из ранее неопубликованного эпистолярного наследства, приоткрывающие пути формирования коллекции по Кавказу фондами музеев и частными лицами Европы и Америки.
     
     4. Собрание Коссниерской содержит более 1000 предметов конца эпохи средней бронзы, предметы разных этапов поздней бронзы и развитой кобанской культуры. Добротное издание их Инго Мотценбеккером вводит в научный оборот огромный неопубликованный (или лишь отрывочно опубликованный) материал, который потребует осмысления и в среде отечественных специалистов-кавказоведов по древним периодам.
     
     5. Подавляющее большинство опубликованных предметов относится к разным этапам развития центрального варианта кобанской культуры. Для дальнейшего изучения протокобанского периода (Кобан 1а-б) важны серии различных типов булавок, бляхи-птицы, секировидные привески. Череда бронзовых кинжалов с грибовидным навершием образуют новые звенья для прояснения вопроса о местной кавказской линии развития т.н. кабардино-пятигорского и "киммерийского" типов кинжалов, а от них и к формам степного "скифского" облика. Необычно присутствие среди материалов верхней Рутхи, чуждых для центрального варианта булавок с розетковидными навершиями - типа, характерного [53] для западного варианта, что свидетельствует о межлокальных контактах внутри ареала. Для раннего периода Кобан II, кроме типичных для этого времени изделий (топоры, фибулы, полуовальные и прямоугольные поясные пряжки и т.п.) знаменательно наличие среди предметов из Фаскау бронзового серпа кубанского типа - еще одно новое свидетельство скорее всего местного изготовления
     подобных сельскохозяйственных орудий. Период Кобан III представлен в коллекции Коссниерской классическими манжетовидными браслетами, фибулами, орнаментированным топором, типичными кобанскими гривнами и височными подвесками. Но сенсационным фактом можно считать присутствие среди материалов Верхней Рутхи бронзового нагрудника, т.н. пекторали, аналогичной тем пяти, что известны из Бештаугорского клада и Клин-Ярского могильника и из Эшери. Нагрудник из высокогорья предстает как связующее звено между находками на Северном и Южном склонах Большого Кавказа и фиксирует точное направление этих связей. Эта находка подкрепляет высказанное мной неоднократно предположение, что появление в кобанской культуре такого типа изделий в сочетании с ассирийскими шлемами, некоторыми модификациями кинжалов и др. относится к значительно более раннему времени, чем начало передвижения (киммерийцев? скифов?) в сторону Закавказья. Скорее это связано с внутренними региональными взаимодействиями военного характера конца IX - первой половин
     ы VIII в. до н.э. Период Кобан IV представлен в коллекции Коссниерской из Верхней Рутхи не столь значительно. Это удила, конские колокольчики, наконечники ножен кинжалов, поясные пряжки "дигорского" типа и ажурные пряжки с изображением змеи, фибулы с граненой дужкой, масса мелких зооморфных привесок. Все они дублируют хорошо известные находки из раскопок в Дигории Долбежева, Крупнова, Нечаевой и Мошинского".
     
     6. Малоизвестные конкретные бронзовые изделия из Верхней Рутхи в собрании Берлинского музея подкрепляют мое мнение о большом значении в металлопроизводстве Дигорско-Тлийско-Рачинского треугольника. Здесь автономно аккумулировались, экспериментировались и трансформировались технологические и художественно-эстетические идеи Центрального Кавказа.
     
В.И.Козенкова

Эволюция кобано-колхидского графического стиля и его локальные варианты
О происхождении т. н. зооморфных браслетов восточного варианта кобанской культуры
К проблеме происхождения кобанской культуры и ее локальных вариантов
Палеоантропологической и палеодемографической характеристике населения Клин-Яра раннекобанской эпохи
Еще об одном шедевре, который мы потеряли
Протокобанская эпоха на Северном Кавказе
К проблеме интерпретации бронзовых зооморфных крючков кобанской культуры
Где же "кобанские" женщины?
Кобанская культура в XX веке: вехи в столетнем исследовании
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Об уточненных границах кобанской культуры
Кобанская культура
Вязаный мех - волшебство подлинной чувственности


3.227.249.234